
Во время моей первой поездки в Арктику в 2009 году, я отправился на север на 40-часовом поезде вместе с моим хорошим другом и писателем из Москвы, Томом Парфиттом. Высокие березы за окном поезда постепенно сменились кустарниками, и а потом и вовсе лишь одинокие ветки торчали из под плотного снежного покрова. Затем, когда пейзажи из снега и льда окончательно исчезли в ночной темноте, мы оба поняли, что прибыли на Крайний Север.

После этой поездки, я приезжал в Арктику еще пять раз, чаще всего один, чтобы снимать эти холодные и суровые земли и их жителей. Одним из самых запоминающихся моментов, накрепко запечатлевшимся в моей памяти, стала встреча с ненцами, коренными жителями тех мест, ведущими кочевую жизнь. Они живут в юртах на продуваемой всеми ветрами земле тундры и разводят оленей для того, чтобы жить. После часовой поездки пассажиром на снегоходе по сорокаградусному морозу (учитывая ветер, температура была окола -60), я замерз в камень. Евгения, приютившая меня на время поездки, спешно завела меня внутрь прогретой юрты и поднесла широкую металлическую чашу с содержимым, внешне напоминавшим бруснику с собственном соку. «Это замороженные мозги оленя, наш местный деликатес», – сказала она. Моя очередная одиночная поездка на север для оценки последствий добычи нефти и газа, подготовила мне испытания совершенно другого порядка.

Арктика воплощает в себе все противоречия, которые я когда-либо видел за 5 лет жизни в России. Бескрайние просторы этих нетронутых мест обладают поистине поэтической красотой, и вместе с тем, именно здесь, посреди этих огромных пространств, находятся одни из самых загрязненных городов на земле. В этих местах несметные богатства и военная мощь соседствуют с массовой безработицей и алкоголизмом.



В условиях частых снежных бурь и температуры воздуха, опускающейся ниже -45 градусов по Цельсию, оказалось довольно сложно сохранить съемочную технику в рабочем состоянии. Фотоаппарат Canon перестал работать, и когда, будучи в Амстердаме, я отнес его на ремонт, меня удивленно спросили – откуда я его привез, так как затвор объектива был капитально сломана.
После того как я закончил работу над первой половиной проекта, я был готов отступиться. Холод и темнота ужасно выматывали, но хуже этого было чувство безысходности, изоляция и сотрудники секретных служб, порой выдуманные, а порой реальные, как те два парня со скрученными в трубочку газетами в руках, следовавшими за мной по пятам в одном из городов.
Я был уже довольно сильно подавлен психологически, когда вдруг раздался звонок из Фонда Магнум в Нью-Йорке и мне сообщили, что я получил приз, а также солидный грант за эту работу. Чувство, что я не один в этом забытом Богом месте, придало мне сил продолжить это дело.
Одним из самых сложных аспектов работы на территории российской Арктики стало получение разрешения на доступ к местам разработки энергетических ресурсов. В решении этого вопроса мне помогла главный фоторедактор журнала Geo, Рут Айххорн, которая предоставила специальное разрешение проводить работы по заказу журнала.
В целом потребовалось три месяца, чтобы получить право находиться на рабочей территорию российской Арктики и облететь ее на вертолете. Мы писали обращения к ответственным лицам на всех уровнях, начиная с отдела по связям со СМИ, затем кабинета руководства компании, после чего обращались к высокопоставленным должностным лицам. Для совместной работы над проектом журнал Geo направил сюда своего журналиста Диану Лаарц. Вместе с моей русскоговорящей напарницей мы на протяжении трех недель буквально автостопом путешествовали по тундре.


После шести поездок и четырех зим, проведенных в Арктике, работа над проектом была завершена. В сентябре 2012 она была представлена на международном фестивале фотографии Visa Pour L’Image в Перпиньяне. На это мероприятие съезжаются фотографы и фоторедакторы со свего мира, чтобы познакомиться друг с другом и посмотреть работы из разных уголков земного шара.
В 2013 году журнал Geo разместил материалы моего репортажа на обложке своего январского номера
Смотрите также:
Awards:
2013 POYi Award of Excellence in the Science and Natural History category 2013 Sony World Photography Award shortlist
2011 Magnum Foundation Grant